Мы уже писали об этом удивительном и загадочном месте - монастыре, стоящем на болотах. Кем основан он? Как долго существовал? Почему превратился в руины? Об этом (и не только) нам расскажет Анна Трофимова.
"На самом деле, в округе села Оскуй вообще нет мало-мальски древних церквей. Церковь в самом селе и в д. Любунь (ныне урочище) – это постройки ХХ века (в настоящее время разрушены)*. Ближайшие храмы, существовавшие в 19 веке и претендующие на древность - это Деревская, Клинковская церкви и Грузинской собор. Неближний свет.
Кроме того, не было и прямой (как сейчас) дороги на Оскуй. Под Любунью лежало как минимум очень топкое болото или остатки озера Подарельского. И до строительства гати (там где сейчас находится деревня Гачево) добраться до села можно было, скорее всего, только водным путем.
Через современную деревню Новую (ранее Новая Слобода) течет река Ваволь (ВО ВОЛЬные места, к ушкуйникам), а под Любунью течет ручей Пока - на старых картах обозначена как Покоренка (граница покорных властям мест).
А в заказнике Спасские мхи, в 12 км от реки Оскуй и ооочень далеко от села существуют развалины Спасо-Оскуйской пустыни – старинного мужского монастыря. Имя основателя и дата основания монастыря неизвестны.
Впервые монастырь упоминается в 1583 году в писцовых книгах новгородской Обонежской пятины как монастырь "Преображения Спасова Оксуей в погосте Спасском на Коломне".
Оскуйская пустынь никогда не была богатой обителью. С 17-го века она была приписана к новгородскому Свято-Духову монастырю. В приписном монастыре не было игуменов. Должность главы немногочисленной братии называлась "строитель".
В 1764 году, при составлении монастырских штатов, Оскуйская пустынь была упразднена. Братия из неё была переведена в другие монастыри, а церкви преобразованы в приходские. Уже в начале 17-го века в Оскуйской пустыни существовали два храма - Преображенский и Никольский. На протяжении многих веков они были деревянными. Последняя по времени постройки Никольская церковь была срублена в 1760 году, за несколько лет до упразднения монастыря. Вместо стоявшего рядом с ней деревянного Преображенского собора в 1852 году была выстроена кирпичная Преображенская церковь.
Таким образом, на погосте сложился ансамбль из двух церквей - каменной и деревянной. Бывший монастырский двор был окружен каменной оградой с коваными решетками, рядом стояли дома причта.
По административному делению Новгородской губернии Спас-Оскуйский погост относился к Тихвинскому уезду. Он находился на его южном краю, близ границы с Крестецким уездом. Преображенский погост был центром церковной жизни для довольно обширной, но малозаселенной территории. Крупных деревень в этом болотистом, малоплодородном краю не было.
Какие же факты указывают, что обитель могла принадлежать ушкуйникам в старые времена:
Спасо-Оскуйская пустынь в наши дни
Спасо-Оскуйская пустынь в наши дни
Находится обитель далеко от села и реки, в глухих болотистых местах, но хранит имя «Оскуй» . Обосновать дальность расположения можно примерно следующими словами: нечего делать монахам в среде бандитов и это очень безопасное место, чтобы сохранить своих стариков и калек, лечить раненных… и укрыться в случае чего…
Прослеживается жизненная линия богатырей (разбой/торговля – строительство церкви/уход в монастырь/путешествие к святым местам).
Обитель бедна на момент ее появления в истории – монастырь содержали ушкуйники – они исчезли, и основное финансирование прекратилось. Дальнейшая история пустыни – это ее угасание вплоть до упразднения в 1764 году.
И еще интересный момент в истории:
Во время Смутного времени в 1611 г. на ослабленную распрями и безвластием территорию Новгородской земли вторглись шведские войска. Они захватили Новгород и ряд городов, которые удалось вернуть назад по Столбовскому мирному договору только в 1617 г. По некоторым данным, в эти годы Спасо-Оскуйская пустынь была ограблена шведским войсками, а монахи перебиты.
Это очень похоже на месть, хоть и запоздалую.
Совпадений конечно много, но версия остается версией. Все же, несмотря на то, что археологи не копали, лингвисты не изучали, а историки ставят под сомнение все источники, трудно переоценить грандиозный потенциал концептуального развития местности: тут вам и самобытная вепсская культура, и берестяной промысел, и экспериментальное судостроение и традиция богатырской Руси.
И самое интересное, даже если географическая локация не подтвердится, развивать тему ушкуйников можно в любом месте Новгородской области, так как ушкуйники – дети Новгородчины. Этот факт большинство историков не отрицают.
Однако «новгородские» ушкуи реконструируют на Волге, в Ленобласти и даже в Калининграде, но только не здесь. Почему? Ответа нет.
Источник информации: https://vk.com/@45910-selo-oskui-kulturnyi-kod-chast-chetvertaya-a-eto-li-mesto
Автор фото: https://sobory.ru/profile/?authorid=3056
* – допускаем, что автор ошибся с датами и фактическим состоянием церквей. Каменная Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Оскуй построена в 1811-12 годах (XIX век) sobory.ru/article/?o... и в настоящее время она частично руинирована, а не полностью разрушена.
Экспозиция Оскуй.Музей организована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#оскуй #оскуймузей #культурнаяволна #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд