"Не могу позволить учителю расписаться хоть раз перед классом или школьником в своей беспомощности" – о Николае Ивановиче Исакове, директоре Любанской школы и жителе села Оскуй.
Николай Иванович Исаков родился 28 декабря 1920 г. в деревне Оскуй, в Новгородской области, в крестьянской семье. В 1937 году после окончания средней школы Николай Иванович поступил в Ленинградский педагогический институт имени А.И.Герцена. Окончить ВУЗ помешала война.
Николай Иванович Исаков родился 28 декабря 1920 г. в деревне Оскуй, в Новгородской области, в крестьянской семье. В 1937 году после окончания средней школы Николай Иванович поступил в Ленинградский педагогический институт имени А.И.Герцена. Окончить ВУЗ помешала война.
Боевое крещение получил он на Волховском фронте в Любанской операции в составе 2-й ударной армии, где принимал участие в боях за освобождение города Любань в качестве командира дивизиона «Катюш».
После Любани прошел с дивизионом «Катюш» Белоруссию, Литву, Польшу до самой Германии.
Но бои под Любанью были самыми страшными, самыми кровопролитными из всех, в которых довелось участвовать. Именно тогда наша армия ценой огромных потерь разорвала немецкий фронт в районе Мясного Бора и начала освобождать Любанскую землю. Были освобождены Ручьи, Апраксин Бор, Сустье, Заволожье, Кирково, Болотница.
Однако в ходе продвижения войска 2-ой ударной армии были окружены фашистскими завоевателями. Несколько тысяч бойцов погибли в Любанских болотах. Только единицам, в том числе Николаю Ивановичу, удалось вырваться из окружения «ценой жизни своих товарищей» – писал он в воспоминаниях.
После Любани прошел с дивизионом «Катюш» Белоруссию, Литву, Польшу до самой Германии.
Но бои под Любанью были самыми страшными, самыми кровопролитными из всех, в которых довелось участвовать. Именно тогда наша армия ценой огромных потерь разорвала немецкий фронт в районе Мясного Бора и начала освобождать Любанскую землю. Были освобождены Ручьи, Апраксин Бор, Сустье, Заволожье, Кирково, Болотница.
Однако в ходе продвижения войска 2-ой ударной армии были окружены фашистскими завоевателями. Несколько тысяч бойцов погибли в Любанских болотах. Только единицам, в том числе Николаю Ивановичу, удалось вырваться из окружения «ценой жизни своих товарищей» – писал он в воспоминаниях.
Осознавая цену этого прорыва, а также количество потерь личного состава в Любанских болотах, он не находил покоя многие годы. Именно это обстоятельство заставило Николая Ивановича после войны вернуться на землю боевых товарищей, жить и работать там до самой старости. Он знал, какой ценой досталась победа, поэтому всю свою жизнь уделял большое внимание дружбе с ветеранами.
Во время войны Николай Иванович за героические подвиги был трижды награжден государственными орденами и закончил войну в звании гвардии-майора, в должности помощника Командующего гвардейскими минометными частями 3-го Белорусского фронта.
После войны вернулся в Санкт-Петербург, чтобы продолжить прерванное обучение в институте. Когда в августе 1950 года областной отдел народного образования обратился к нему с предложением занять вакантную должность директора Любанской школы, он, вспоминая погибших на Любанской земле боевых товарищей, согласился без малейших колебаний.
Во время войны Николай Иванович за героические подвиги был трижды награжден государственными орденами и закончил войну в звании гвардии-майора, в должности помощника Командующего гвардейскими минометными частями 3-го Белорусского фронта.
После войны вернулся в Санкт-Петербург, чтобы продолжить прерванное обучение в институте. Когда в августе 1950 года областной отдел народного образования обратился к нему с предложением занять вакантную должность директора Любанской школы, он, вспоминая погибших на Любанской земле боевых товарищей, согласился без малейших колебаний.
Во время войны в помещении школы располагался немецкий госпиталь. При отступлении фашисты частично сожгли школу. Здание восстанавливали из руин методом народной стройки. Не было воды, электричества, а школьную территорию постоянно обследовали саперы.
К 1 сентября 1948 года были закончены ремонтные работы только в половине здания, во второй половине работы продолжались еще целый год. С восстановлением стен школы нельзя было говорить о восстановлении школы вообще. В школе было печное отопление, полностью отсутствовал водопровод. Еще долго ученикам приходилось заниматься при керосиновых лампах, только в 1951 году школа была электрифицирована. В новом здании были две смены, в третью смену училась школа рабочей молодежи.
Коллеги Николая Ивановича вспоминают, что он пришел в школу, когда треть учеников имела итоговые неудовлетворительные оценки. В 5-7-х классах более половины подростков оставались на второй год, и учащиеся-переростки (наследие и боль прошедшей войны) открыто конфликтовали с учителями.
Толпами, бывало, направляли их женщины-учителя на суровое разбирательство к новому директору. И встречали вдруг отказ. Почему, стало ясно из интервью корреспонденту газеты «Ленинское знамя»: «Никогда не разбирался и не буду разбираться с учениками, – категорически высказался Николай Иванович. – Не потому, что не умею или не хочу. Не могу позволить учителю расписаться хоть раз перед классом или школьником в своей беспомощности».
К 1 сентября 1948 года были закончены ремонтные работы только в половине здания, во второй половине работы продолжались еще целый год. С восстановлением стен школы нельзя было говорить о восстановлении школы вообще. В школе было печное отопление, полностью отсутствовал водопровод. Еще долго ученикам приходилось заниматься при керосиновых лампах, только в 1951 году школа была электрифицирована. В новом здании были две смены, в третью смену училась школа рабочей молодежи.
Коллеги Николая Ивановича вспоминают, что он пришел в школу, когда треть учеников имела итоговые неудовлетворительные оценки. В 5-7-х классах более половины подростков оставались на второй год, и учащиеся-переростки (наследие и боль прошедшей войны) открыто конфликтовали с учителями.
Толпами, бывало, направляли их женщины-учителя на суровое разбирательство к новому директору. И встречали вдруг отказ. Почему, стало ясно из интервью корреспонденту газеты «Ленинское знамя»: «Никогда не разбирался и не буду разбираться с учениками, – категорически высказался Николай Иванович. – Не потому, что не умею или не хочу. Не могу позволить учителю расписаться хоть раз перед классом или школьником в своей беспомощности».
Педагоги и ученики его уважали. Многие уроки, а преподавал он математику, оставили неизгладимый след в памяти его учеников.
Время работы Николая Ивановича в качестве директора — это годы расцвета школы, где его стараниями сложился замечательный дружный коллектив единомышленников.
Очень скоро школа стала одной из лучших в районе и области. Многие годы у Любанской школы было второе название – «Школа Исакова».
Эта школа была единственной в районе, имеющая интернат, где жили ученики из отдаленных деревень. Только Николаю Ивановичу было по плечу организовать и обеспечить работу такого хлопотного дела. Он всегда брал на себя даже то, что вовсе не входило в его обязанности. Директор и сам жил в этом интернате, за дощатой перегородкой, пока не построили учительский дом на ул. Ленина, 36, выстроенный по инициативе самого Николая Ивановича для учителей и работников школы.
Из-под его цепкого ока не ускользала ни одна деталь. Его «Хорошо!» нужно было заработать! Каждое слово было выверено, в его взгляде сквозил неподдельный интерес ко всему происходящему в стенах школы и за ее пределами. С ним было спокойно.
Источник информации и фотографий: https://vk.com/wall-218664_1735
Экспозиция Оскуй.Музей организована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#оскуй #оскуймузей #культурнаяволна #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд
Время работы Николая Ивановича в качестве директора — это годы расцвета школы, где его стараниями сложился замечательный дружный коллектив единомышленников.
Очень скоро школа стала одной из лучших в районе и области. Многие годы у Любанской школы было второе название – «Школа Исакова».
Эта школа была единственной в районе, имеющая интернат, где жили ученики из отдаленных деревень. Только Николаю Ивановичу было по плечу организовать и обеспечить работу такого хлопотного дела. Он всегда брал на себя даже то, что вовсе не входило в его обязанности. Директор и сам жил в этом интернате, за дощатой перегородкой, пока не построили учительский дом на ул. Ленина, 36, выстроенный по инициативе самого Николая Ивановича для учителей и работников школы.
Из-под его цепкого ока не ускользала ни одна деталь. Его «Хорошо!» нужно было заработать! Каждое слово было выверено, в его взгляде сквозил неподдельный интерес ко всему происходящему в стенах школы и за ее пределами. С ним было спокойно.
Источник информации и фотографий: https://vk.com/wall-218664_1735
Экспозиция Оскуй.Музей организована при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
#оскуй #оскуймузей #культурнаяволна #фондкультурныхинициатив #грантдлякреативныхкоманд