За ответом на этот вопрос обратимся к статье Анны Трофимовой по ссылке .
"Единственный источник, прямым текстом указывающий на географическую точку места обитания новгородских повольников - это Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002:
УШКУ́Й легкое речное плоскодонное гребное судно с парусом, нередко украшенное резьбой. Др.-рус. слово "У." происходит от назв. р. Аскуй — прав. притока Волхова близ Новгорода, где новгородские умельцы строили лодки "оскуй", или "ушкуй". От У. образовано слово "ушкуйники" — новгородская вольница (отряды до неск. тыс. человек), совершающая на У. походы за добычей; новгородское вече не посылало их в поход и не несло ответственности за их действия. Ушкуйники грабили купеч. караваны и прибрежные города. В моск. летописях они упоминаются как разбойники. Ушкуйники появились в 20-х гг. 14 в., соц. состав их был весьма сложным. Походы ушкуйников подрывали экон. ресурсы Зол. Орды, но вместе с тем наносили ущерб городам и мешали развитию торговли по Волге и Каме. В 1366 они совершили один из самых крупных походов: на 150 У. во главе с боярами сначала прошлись по Волге, грабя караваны вост. купцов (татар, армян, арабов), затем, напав на Ниж. Новгород, разграбили его. После этого направились на Каму и "повоевали" города Волжской Булгарии. Совершали набеги на Кострому, Ярославль и др., в 1375 разбили войско костромичей, разграбили Кострому, Ниж. Новгород и дошли до Астрахани, где были разгромлены татарами. В нач. 15 в. в связи с усилением Моск. вел. княж-ва походы ушкуйников прекратились (последний поход летопись зафиксировала под 1409).
И несмотря на ошибку в написании названия реки( Аскуй вместо Оскуй), географическое место указано верное. Но так как в статье нет первоисточника, она также доказательством присутствия ушкуйников на Оскуй не является. Вот так у историков все непросто. ))
Но, кроме этого, есть еще, может быть, косвенное, но показательное соответствие, которое связывает данную местность с ушкуйниками – это топонимы по нижнему течению Оскуй. Они сплошь навигационные:
Деревня ЗАВИЖА– у устья Оскуй при впадении реки в Волхов – замечательный наблюдательный пункт для разбойников(исправляю свою предыдущую версию про ориентир, указывающий на устье). А петля реки перед устьем создает идеальные условия для прикрытия лодок, которые в случае появления добычи очень быстро смогут выехать/ напасть и уйти в эту же петлю молниеносно.
А ПРОЛЕТ–это место на реке, где она прямая на относительно длинном участке – можно или нужно ПРОЛЕТЕТЬ быстро.
Далее ЛИСИЙ НОС- всем известный изогнутый мыс. В советское время слегка подправлен и сделан круг для пароходов, т.е. разворот. И деревня рядом КРУГ(уже советская). Ранее тут была деревня ЛИСИНО.
Рассуждать об якобы отсутствии у предков пространственного мышления, на мой взгляд, очень опрометчиво. Эти люди ориентировались в лесах и болотах без навигаторов и смартфонов, держали в страхе шведов и буцкали непобедимую Орду, вряд ли такой элементарный навык – как «представить местность сверху» отсутствовал у них по причине так называемой «недоразвитости».
Спасо-Оскуйская пустынь.
Еще немного об Оскуй. На самом деле, в округе села Оскуй вообще нет мало-мальски древних церквей. Церковь в самом селе и в д. Любунь(ныне урочище) – это постройки ХХ века(в настоящее время разрушены). Ближайшие храмы, существовавшие в 19 веке и претендующие на древность - это Деревская, Клинковская церкви и Грузинской собор. Неближний свет.
Кроме того, не было и прямой( как сейчас) дороги на Оскуй. Под Любунью лежало как минимум очень топкое болото или остатки озера Подарельского . И до строительства гати ( там где сейчас находится деревня Гачево) добраться до села можно было, скорее всего, только водным путем.
Через современную деревню Новую(ранее Новая Слобода) течет река Ваволь ( ВО ВОЛЬные места, к ушкуйникам), а под Любунью течет ручей Пока - на старых картах обозначена как Покоренка ( граница покорных властям мест).
А в заказнике Спасские мхи, в 12 км от реки Оскуй и ооочень далеко от села существуют развалины Спасо-Оскуйской пустыни – старинного мужского монастыря. Имя основателя и дата основания монастыря неизвестны.
Вот что сообщается в источниках об ее истории:
Впервые она упоминается в 1583 году в писцовых книгах новгородской Обонежской пятины как монастырь "Преображения Спасова Оксуей в погосте Спасском на Коломне".
Оскуйская пустынь никогда не была богатой обителью. С 17-го века она была приписана к новгородскому Свято-Духову монастырю. В приписном монастыре не было игуменов. Должность главы немногочисленной братии называлась "строитель".
В 1764 году, при составлении монастырских штатов, Оскуйская пустынь была упразднена. Братия из неё была переведена в другие монастыри, а церкви преобразованы в приходские. Уже в начале 17-го века в Оскуйской пустыни существовали два храма - Преображенский и Никольский. На протяжении многих веков они были деревянными. Последняя по времени постройки Никольская церковь была срублена в 1760 году, за несколько лет до упразднения монастыря. Вместо стоявшего рядом с ней деревянного Преображенского собора в 1852 году была выстроена кирпичная Преображенская церковь. Таким образом, на погосте сложился ансамбль из двух церквей - каменной и деревянной. Бывший монастырский двор был окружен каменной оградой с коваными решетками, рядом стояли дома причта.
По административному делению Новгородской губернии Спас-Оскуйский погост относился к Тихвинскому уезду. Он находился на его южном краю, близ границы с Крестецким уездом. Преображенский погост был центром церковной жизни для довольно обширной, но малозаселенной территории. Крупных деревень в этом болотистом, малоплодородном краю не было.
Какие же факты указывают, что обитель могла принадлежать ушкуйникам в старые времена:
Монастырь мужской.
Есть церковь св. Николая (св. Микола - покровитель ушкуйников).
Находится обитель далеко от села и реки, в глухих болотистых местах, но хранит имя «Оскуй» . Обосновать дальность расположения можно примерно следующими словами:
нечего делать монахам в среде бандитов и
это очень безопасное место, чтобы сохранить своих стариков и калек, лечить раненных… и укрыться в случае чего…
Прослеживается жизненная линия богатырей ( разбой/торговля – строительство церкви/уход в монастырь/путешествие к святым местам).
Обитель бедна на момент ее появления в истории – монастырь содержали ушкуйники – они исчезли, и основное финансирование прекратилось. Дальнейшая история пустыни – это ее угасание вплоть до упразднения в 1764 году.
И еще интересный момент в истории:
Во время Смутного времени в 1611 г. на ослабленную распрями и безвластием территорию Новгородской земли вторглись шведские войска. Они захватили Новгород и ряд городов, которые удалось вернуть назад по Столбовскому мирному договору только в 1617 г. По некоторым данным, в эти годы Спасо-Оскуйская пустынь была ограблена шведским войсками, а монахи перебиты.
Это очень похоже на месть, хоть и запоздалую.
Заключение.
Совпадений конечно много, но версия остается версией. Все же, несмотря на то, что археологи не копали, лингвисты не изучали, а историки ставят под сомнение все источники, трудно переоценить грандиозный потенциал концептуального развития местности: тут вам и самобытная вепсская культура, и берестяной промысел, и экспериментальное судостроение и традиция богатырской Руси.
И самое интересное, даже если географическая локация не подтвердится, развивать тему ушкуйников можно в любом месте Новгородской области, так как ушкуйники – дети Новгородчины. Этот факт большинство историков не отрицают.
Однако «новгородские» ушкуи реконструируют на Волге, в Ленобласти и даже в Калининграде, но только не здесь. Почему? Ответа нет."
А как вам такой взгляд на связь ушкуйников и реки нашего славного села?